Когда мне прислали вопросы по дизайн-коду, я сначала просто формально ответил, что это такое и зачем. Затем дал почитать своим ребятам, спор длился три часа. Что такое дизайн-код, нам понятно. Что такое дизайн, нам тоже понятно. А зачем? Для повышения комфортности городской среды. Ок, понятно. А зачем? Дискуссия длилась три часа.
Отмотаем назад.
Вот Хоппо. Он живет в серой бетонной коробке. В городе серых бетонных коробок. Ходит на работу, работает, возвращается с работы домой. Дома ест насыщенную протеином и аминокислотами безвкусную еду. Он ничего не читает, не смотрит телевизор, не смотрит в окно. Он сидит на кровати, ложится и спит. На следующий день все повторяется. Этот город функционален, Хоппо функционален. Он поглощает функциональную еду, чтобы его организм функционировал, чтобы выполнять свою функцию.
Отмотаем еще.
Вот цветочек, у него есть функция: распространить себе подобных по всей доступной территории. Своим цветом и запахом он привлекает животных, которые разнесут его семена. Короче, цветочек красивый. Но красота — это ведь субъективно? Или нет? Зачем нужна красота? Для цветочка это вопрос выживания. Пифагор сказал, что красота — это гармония и пропорциональность частей. Геродот, что важна еще и целостность, все на своем месте. Не вдаваясь в вопросы гармонии, пропорций и золотого сечения, этот цветочек красивый. Он пережил миллиарды конкурсов красоты и достиг совершенства цвета и формы. Красота позволяет ему выполнять свою функцию. Красота — инструмент эволюции.
Ладно, допустим. Вот горит костер. Он красивый, по-моему. Он прекрасно смотрится в лесу на фоне таежного заката, который тоже, кстати, красивый. Огонь красивый и закат, но они не цветочки. Может, пропорциональные? Да вроде не про это. Но внутри наступает гармония, вот уже ближе. Гармония себя и окружающей среды. Тебе здесь хорошо, уютно, комфортно. Комфорт — это тоже инструмент. Комфорт — это про безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Противоположность комфорту — дискомфорт. Я хочу уйти, не быть тут, найти место покомфортнее. Итак, гармония и комфорт. Гармония про красоту, комфорт про безопасность.
Вернемся к цветочку. Точнее к красоте как инструменту эволюции. Наступает эра промышленности. Вещи, созданные человеком, как и живые существа, совершенствуются. Повышается их функциональность. Но их много: одинаковых и серых, с торчащими трубками и острыми краями. Их функциональность абсолютна. Как сделать выбор? Красота. Добавьте ложечку красоты. И вот уже есть вещь, которая обращает на себя внимание. Но острые края, не очень удобно. Надо добавить безопасности, то есть комфорта. Вещь выживает. Дает потомство, и еще конкурс, и еще потомство. Функциональность, красота и удобство. И вот мы родили дизайн.
Мотаем вперед.
Хоппо. Он живет в серой бетонной коробке. В городе серых бетонных коробок. Ему нормально жить в этом городе. Он никогда не читал книг, не смотрел фильмов, не слушал музыки. Хоппо абсолютно функционален. Но однажды он получает открытку из прекрасного города. На ней дома необычных форм и цветов, на улице деревья и счастливые неторопливые люди. Что это? Как? Ему очень захотелось попасть туда. Он почувствовал, что там уютно. Уютно? Какое интересное слово. Взгляд на его серые родные коробки вызвал новое чувство, совершенно противоположное слову «уют».
На следующий день он пошел на работу и показывал всем открытку. Некоторые были в восторге, а кто-то решил вечером собрать вещи и переехать в прекрасный город. Некоторым было все равно, а несколько человек даже поругали. Хоппо тоже решил уехать. Как можно было подумать иначе? Он вернулся домой окрыленный и начал собирать свои серые вещи. Тут в дверь постучались. Это были соседские дети, они узнали про открытку и тоже хотели посмотреть. Это как раз были дети тех, кто ругал Хоппо. Их глаза сначала засияли, когда они увидели прекрасный город. Потом на них навернулись слезы, когда открытку пришлось вернуть. Хоппо закрыл за ними дверь, и вдруг в голову пришла мысль. Вот он, Хоппо, уедет в свой прекрасный город, а сколько людей останутся в городе серых коробок. Нельзя их бросать, но и оставаться в этом сером городе тоже нельзя.
Утром следующего дня он поговорил с теми, кто не уехал, но заинтересовался. Давайте раскрасим дома и посадим деревья, предложил он. Несколько человек согласились. Они раскрасили дома и посадили деревья. Город, пусть совсем небольшой частью, стал уютнее. Прошло время, уютных домов становилось все больше, вдоль дорог появились деревья.
Хоппо любил неторопливо гулять среди них. Однажды пошел дождь, было прохладно, и неторопливо гулять стало неуютно. Хоппо вернулся домой и задумался. Как быть среди деревьев и не мокнуть?
Утром следующего дня он поговорил с теми, кто помогал ему красить дома и сажать деревья. Давайте построим навесы от дождя, предложил он. Несколько человек согласились. Они построили навесы, беседки и поставили скамейки. Стало очень комфортно.
Однажды в город приехали артисты. Они ожидали увидеть серые бетонные коробки, а обнаружили разноцветные, вдоль дорог были беседки и деревья. Артистам это так понравилось, что они решили остаться здесь жить и построили театр. Красивый театр с колоннами и резными завитушками на капителях. Потом приехали циркачи и построили цирк, потом кинематографисты построили кинотеатр. Потом много кто еще. Город совсем перестал быть городом серых коробок, а стал городом разноцветных коробок и красивых зданий.
В один день приехали торговцы. Они попросили у театра немного места для торговли. Артисты разрешили им, и торговцы повесили на фасаде вывеску, совсем небольшую. Все в городе и так знали, что в театре теперь есть торговцы. Потом появились новые торговцы и тоже попросили у театра немного места. Артисты разрешили им, и торговцы повесили на фасаде вывеску, теперь побольше, чтобы все знали, что в театре есть новые торговцы. Старые торговцы разозлились и увеличили свою вывеску. В город начали приезжать еще торговцы, да и жители стали торговать. Все стали вешать вывески. Через какое-то время они совсем закрыли красивые колонны с резными завитушками на капителях. Город перестал быть городом разноцветных коробок и красивых зданий, а стал городом вывесок.
Хоппо посетило то самое чувство, противоположное слову «комфорт». Раньше были серые коробки и не на что было смотреть. Теперь мишура из вывесок и не хотелось смотреть куда-либо.
Утром следующего дня он поговорил с теми, кто помогал ему красить дома, сажать деревья и строить беседки. Давайте уберем вывески, предложил он. Несколько человек согласились, а вот торговцы резко отказались. «Как мы будем продавать наши товары? — спросили они. — Нельзя убирать вывески». Те несколько человек, что согласились с Хоппо, теперь согласились с торговцами. «Правильно, — сказали они, — нельзя убирать». Но, подумав, сказали: “Но и не убирать тоже нельзя”. Как убрать, но не убирать? Как открыть колонны и оставить вывески? “Пусть вывески будут в гармонии со зданием”, — предложил Хоппо. Хорошо? Хорошо, сказали все, ведь всем нравилось жить в городе разноцветных коробок и красивых зданий.
И вот мы вернулись к определению дизайн-кода.
Что такое дизайн? Это совокупность функциональности, удобства и красоты. Нам не нужна просто автомашина с голым набором функциональности, без открывающихся окон и с деревянной табуреткой вместо кресла. Или просто жилая коробка с холодными стенами с матрасом на полу. Нам немаловажны гармония и комфорт при использовании функционала. Все согласны? Уф-ф.
Что такое дизайн-код? Это правила городской среды для создания комфорта и гармонии жизни, без нарушения при этом функциональности. Чтобы город жил и развивался, чтобы из него не уезжали жители и приезжали новые. Дизайн-код — это еще про идентичность, культурную и визуальную индивидуальность города. Города тоже участвуют в гонке эволюции. Города выбирают, сначала по одежке, как и людей, а потом, разобравшись, и по сердцу. Вот для чего нужен дизайн-код. И вот почему он важен.
Однажды вечером Хоппо сфотографировал свой город с разноцветными домами, красивыми зданиями, деревьями и счастливыми неторопливыми людьми. Взглянул на то, что получилось, и увидел Прекрасный город. Тот самый, куда он так хотел попасть.
Ростислав Павлов, руководитель дизайн-студии @suluschan.art