Впервые в рамках фестиваля «Зима начинается с Якутии» прошёл международный ленд-арт онлайн-фестиваль «Iceman Fest». На мероприятии состоялись онлайн-встречи с приглашёнными экспертами российского и международного уровня в области архитектуры, искусства и дизайна. Участники обсудили архитектурное будущее микрорайона Кангалассы. Самым ожидаемым событием фестиваля стал, конечно же, перформанс со светопроекционным шоу. Открытие мероприятия можно было наблюдать в режиме онлайн в прямом эфире на странице организаторов Центра компетенций по вопросам городской среды в инстаграме. Выставочным пространством было выбрано необычное место – угольный карьер «Кангаласский».
Инициаторами проекта стали компания «СЭЙБИЭМ» и Управление архитектуры и градостроительства при Главе РС (Я). Организаторами выступили Центр компетенций по вопросам городской среды «LETO» и администрация посёлка Кангалассы.
Место для проведения фестиваля «Iceman Fest» было выбрано неслучайно. Администрация пригорода совместно с компанией «Сэйбиэм», чей ювелирно-гранильный кластер расположен в микрорайоне, усиленно работают, чтобы Кангалассы стал центром развития креативных технологий. Организаторы решили внести свой вклад в развитие одного из самых отдалённых жилых районов города, создав международную арт-площадку современного искусства.
Организаторы фестиваля отметили, что на отборочном этапе конкурса были допущены в финал только самые интересные и тотальные арт-объекты, которые взаимодействуют с контекстом, интерпретирующим новые художественные мифы и визуализируют ощущение современного искусства путем использования природных материалов – льда, снега, дерева.
Четыре победителя, представившие самые интересные проекты, получили материальную поддержку для их реализации. В финал прошли дизайнер и архитектор Айталина Брызгалова, творческая группа «Архетип», студенты АГИКИ Вера Фёдорова и Наталья Сивцева, художник и дизайнер Кюннэй Иванова. Также одними из участников стали архитекторы из Москвы Дарья Зайцева и Ксения Зверева.
Дизайнер и архитектор Айталина Брызгалова, «Небесная медитация»
Открытие началось с презентации первого объекта под названием «Небесная медитация». В темноте и полной тишине началось целое театрализованное действие. Неожиданно перед локацией акапельно зазвучала фольклорная композиция «Северные мотивы», которую исполнили студенты КФиЭНА АГИКИ. Исполнители обращались к небу, лесу, горам. В какой-то момент прямо изнутри объекта начали раздаваться ритмичные удары в бубен и объект начал освещаться.
Автор проекта Айталина Брызгалова назвала арт-объект «Небесная медитация» и это, то место где можно видеть, как небо меняет цвет и говорить с ним один на один».
… «Издревле люди поклоняются небу, люди живущие в бескрайней тундре, среди тайги, на берегу великой реки из поколения в поколение передают с памятью предков трепет перед небесным сводом. Мы каждый день выходя из дома инстинктивно смотрим, прежде всего в небо… останавливаемся на минуту отрываясь от дел, смотрим вверх и эти моменты становятся моментами молитвы и медитации. В Якутии не строили храмов богам, потому как боги были лесом, солнцем и небом.
«Меня вдохновила тема фестиваля. Я никогда не работала со снегом и льдом. Объект строили скульптор Александр Шадрин и его команда. Изначально проект должен был быть только из снега. Но конструкция не позволяла, и мы сделали стены изо льда. Этот материал оказался намного эффектнее. Он красиво отражает свет изнутри.
Небесная медитация – это место для уединения с вселенной. Я заметила, что мы всегда встречаем наш день, посмотрев на небо. Туда, куда мы обращаем свой взгляд, нет хаоса. Это особенный диалог между нами и этим бескрайним, чистым пространством».
Студенты III курса АГИКИ Вера Фёдорова и Наталья Сивцева, «Тугэн»
Авторы обращают внимание на то, как быстротечно время. Арт-объект представляет полукруглые конструкции в виде стилизованной «Хатыйыы куруо». Посередине находятся солнечные часы в виде Солнца и Луны. Следуя за движением, зритель запоминает это мгновение. В какой-то момент, кажется, что оно застыло в зимнем пространстве леса и погрузилось в молчание. Шелест листвы, следующий шаг, и ты просыпаешься.
«Наш арт-объект интерпретирует художественный национальный колорит, в котором использованы природные материалы. Образ взят из древне якутского принципа строения ограждений «Хатыйыы куруо», когда две полукруглые конструкции соединяются крест на крест крепленым, палкам с 3х сторон. Эта конструкция повторяется на противоположной стороне. Кроме этого, на конструкции развешены яркие «салама» которые придают национальный колорит арт-объекту. Посередине арт-объекта расположены солнечные часы в виде солнца и луны», – рассказывают авторы.
«Река» Художник и дизайнер Кюннэй Иванова
Представление данного объекта началось танца Духа реки. Все это смотрелось мистически, поскольку артист стоят на высоком пандусе. Объект красиво освещался. И при виде этого, все присутствующие погрузились в смысл.
…Река – она как жизнь! Если в нее всмотреться пристальнее, она жива… она несется вперед, встречая разные преграды, волны ей дают силу вновь зарождаться и идти дальше… Река она открытие понимания, в них содержится мысль, где разлито чувство всего живого, всего человечества! А в тишине можно услышать мелодию реки, либо сам Дух реки поет свою колыбельную, наполняя в себе глубокую тайну Природы!
– «Моя работа призывает к тому, чтобы мы заботились о реках и водоёмах. Я использовала максимально чистые материалы: ветви тальника, джутовые верёвки и краска без химикатов. Объединив их, у меня получились лёгкие и воздушные образы рыб и лодки. Ты становишься частью арт-объекта, которая является источником и символом жизни», – подчеркнула Кюннэй.
Творческая группа «АРХЕТИП», «Ийэ кут»
Объект творческой группы «АРХЕТИП» представляет собой фигуру птицы, защищающей свое гнездо. Стилистически образ птицы отсылает к символу мира – бумажной оригами – фигурке журавля, напоминая о том, что природа могущественна и хрупка одновременно, защищает и нуждается в защите, а природа севера особенно уязвима и жизнь человека в условиях северного климата это соблюдение очень хрупкого баланса.
«Объект состоит из модулей и размещен на системе из деревянных опор, схематически обозначающих гнездо. Яйцо – символ мироздания, 3 яйца Матери-Птицы сформированы из снега. В данном объекте наша группа транслирует размышления об уязвимости экосистем Севера, о ценности Холода (вечной мерзлоты, ледников), как условия сохранения естественных глобальных процессов. Мы планируем второй этап создания арт-объекта весной 2021 года, будет монтаж кормушек и гнезд для птиц на опорах объекта», – отметили участники.
Архитекторы Дарья Зайцева и Ксения Зверева (г. Москва), «Новые легенды Кангалассы»
– «Мы приехали по приглашению Центра компетенции по вопросам городской среды «LETO». Это наш первый опыт возведения арт-объекта в экстремальных климатических условиях. Угольный карьер – необычная локация, и я была очень замотивирована. Мы долго думали над нашим проектом, потратили много сил, создавая эскизы. В итоге пришли к форме круга, которая станет фокусом этой местности, точкой опоры. Мы не просто так выбрали эту форму. Перед идеей, мы долго рассуждали о том, каким будет этот объект. Исходя из ландшафтных и национальных особенностей, мы решили, что это должен быть круг – это просто идеальная форма! Форма объединения людей. В объекте мы задействовали местные ресурсы это, конечно же, якутский холод и сообщества. Нам очень помогли местные жители и участники фестиваля. Получилось, что наше объединение получилось не только в виде формы круга, но и действительно объединило всех участников фестиваля и жителей микрорайона Кангалассы», – отметили Дарья и Ксения.