Львиная доля всего туристического потенциала Якутии находится в Хангаласском районе. Тем самым данный район является одним из самых перспективных для развития туризма. А где идет развитие туризма, там возникают большие вопросы по грамотной эксплуатации территории: уборке и культурном времяпровождении. Именно это стало причиной негодования местных жителей по поводу объекта малой архитектуры, который здорово вписался в живописный ландшафт – нужно снести мост. Люди начали затаптывать особо охраняемую природную территорию, нарушая культурный слой, заезжать на машинах.
А не в самих нас ли дело? В людях? Экологический туризм крайне важно развивать. Один из способов – грамотные архитектурные решения, суть чего смогли донести авторы проекта Иван Кычкин, Кыдана Игнатьева, Максим Самсонов.
Про мост. В 2019 году по инициативе туристического сообщества при поддержке мэрии Якутска, администрации Хангаласского района, благотворительной деятельности ОО “Опора России” была проведена работа по благоустройству туристической тропы в местности реки Куллаты.
12 ноября прошла презентация реализованного проекта по обновлению информационно-навигационной системы и строительства ограждения сакрального места Куллаты. Участие приняли руководство Управления архитектуры и градостроительства, Департамента по охране объектов культурного наследия РС (Я), администраций Хангаласского района, Техтюрского наслега и другие.
Комплексный экспериментальный проект стал еще одним шагом по развитию экотуризма. Читайте статью “Природный заповедник Куллаты: сохранить уникальность в современном исполнении” на официальном сайте УАиГ https://uaig.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3293719.
Это было предисловие. Теперь о людях.
В Центр компетенций постоянно (практически ежедневно) обращаются частные лица, юридические лица, муниципалитеты. Наши специалисты консультируют, направляют, советуют, сводят с архитекторами, проектировщиками, дизайнерами.
К примеру, проводимая активная работа по мастер-планам, дизайн-кодам для поселений республики ощутимо дала свои плоды в части понимания власти и населения необходимости реализации тех или иных проектов.
Между тем бывают экспериментальные проекты, цель которых – задать уровень, показать пример, открыть глаза. “Не так много надо для того, чтобы сделать содержательно, но современно, качественно, но недорого, доходчиво, но не аляписто, функционально, но не перенасыщено. Именно эти принципы заложены в реализацию этого небольшого, но значимого проекта”, – отмечает главный архитектор Якутии Ирина Алексеева о реализации в местности Куллаты.
Личное старание, глубокий интерес авторов, а в этом случае и бесстрашие перед мистикой сакрального места (проводимые исследования привели и к историям, что здесь слышен бубен шамана, виднеются духи и прочее) тоже является одним из факторов успеха.
Так, средств района хватило только на ограждение. О проекте, о спонсоре для информационно-навигационной системы рассказывает арт-директор ЦК Кыдана Игнатьева: “Мы как авторы проекта очень рады увидеть реализацию в задуманном первоначальном виде. Благодарим рекламное агентство “Вест принт” за грамотное исполнение и компанию “УТУМ+” за поддержку. В данное время реализована только 25% из всего проекта, надеемся в дальнейшем проект будет реализован в полном объеме”.
“Глубокое погружение в контекст темы, большой объем аналитики через вовлечение, общение с носителями культурного кода территории, с жителям, краеведами и туристами – это новая методология подготовки таких проектов. Сегодня, через Центр компетенций по вопросам городской среды “LETO”, активно внедряются новые подходы в проектировании”, – отмечается на официальном сайте УАиГ.
Спонсор реализации первого этапа:
Компания “УТУМ+” не только одна из прогрессирующих фирм на рынке строительства, более того руководитель группы компаний Георгий Карамзин архитектор по профессии. Кстати, мост на Куллаты опять же спонсировал в свое время Георгий Олегович. “К нам пришла ассоциация туристов во главе с Макаровым Егором Петровичем, и попросили помощь в сооружении моста, так как там всегда ходили туристы и сооружали самодельный мост из завалинок. А далее уже обратились вы и глава улуса, тут мы выступили как спонсоры”, – комментируют в компании. Вклад “УТУМ+” в этом деле бесценен.
Логотип:
Разработка брендинга – авторское видение Кыданы Игнатьевой, а дизайн шрифта к якутскому алфавиту Семена Новгородова разработала дизайн-студия “Сулусчан”. При разработке самого графического образа логотипа автор был вдохновлен петроглифами Средней Лены, волнистые линии олицетворяют смысл названия Куллаты – это речка, протекающая вдоль подножия Священной горы по восточной окраине долины и впадающей в Лену.
Элементы навигации:
Архитектуру навигационных элементов и мастер-план местности разрабатывали Иван Кычкин и Максим Самсонов. Команда авторов полностью доверилась Евгении Васильевой (рекламное агентство “Вест Принт”). В данном проекте впервые в Якутии использован кортен (легированная сталь). Долговечный, экологичный материал используется в парках, общественных пространствах мирового уровня. Уверенно можем сказать, что со специалистами, желающими развиваться, в этой сфере нас ждет резкий скачок вверх.
“Благодаря такой поддержке мы смогли реализовать проект и показать всей республике, что мы можем делать интересные современные прогрессивные проекты, которые стимулируют многих на реализацию самых смелых амбиций”, – подчеркивает руководитель Управления архитектуры и градостроительства при главе РС (Я). Также Ирина Дмитриевна особую благодарность выражает руководителю Департамента РС (Я) по охране объектов культурного наследия Николаю Макарову, опыт, мудрость и тактичность которого позволила найти общий язык и выстроить взаимодействие со всеми участниками этого интересного проекта.
Пресс-служба Центра компетенций по вопросам городской среды РС (Я) «LETO»