2 апреля, проектировщики встретились с генеральным директором АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» Василием Шимохиным для того, чтобы обсудить проект благоустройства, с которым г. Томмот будет участвовать во Всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения».
В 2023 году в городе Томмот введут Музей промыленности. «АК «Железные дороги Якутии» является инициатором строительства социально-значимого объекта в городе Томмоте. Проект на стадии строительства. Завершение строительства объекта запланировано на 2023 год.
В Музее будут выставочные экспонаты, архивные материалы. Методологическое сопровождение проекта будет вести министерство культуры Республики Саха (Якутия), в ведение которого впоследствии будет передан музей.
Уже разработана архитектурно-градостроительная концепция музея, которая включает градостроительный анализ территории проектирования и строительства, анализ аналогичных проектов отечественного и зарубежного опыта, генеральный план музейного комплекса, эскизный проект объектов Музея промышленности Южной Якутии, 3-х мерные изображения объектов и малых архитектурных форм и т.п.
Команда проектировщиков обсудили возможность благоустройства территории будущего Музея промышленности. Стоит отметить, что на данный момент в городе проходит голосование по выбору территории. Жители выбирают 2 варианта, первый – вторая очередь «Оздоровительного парка», вторая – территория Музея промышленности.
В случае победы на Всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения» проект нового общественного пространства будет реализован уже в следующем году.
Архитектор Иван Кычкин отметил, что дополнительное финансирование и помощь со стороны компании будет большим плюсом для успешной реализации проекта в Томмот».
В свою очередь, генеральный директор Василий Шимохин подчеркнул, что будут рады сотрудничеству и окажут всестороннюю поддержку для успешной реализации проекта и высказал свои пожелания.
– «Хочется, чтобы это место стало притяжением всех взрослых и детей. Все-таки хочется, чтобы появились разновозрастные детские площадки, кафе, обзорное кольцо, чтобы люди могли комплексно отдохнуть и активно провести время. Ну, а мы со своей стороны готовы и тепло провести, электричество, воды, газ и обсудить остальные вопросы», – отметил Василий Шимохин.
Василий Шимохин также рассказал немного о развитии города.
– Томмот с точки зрения крупных инвестиционных вещей очень интересный город. В 20 км. города находится 67% запасов всей России и 7% мировых запасов урана. 20% графита. Но, к сожалению, с точки зрения социальной сферы город остался в 50ых годах. Детские сады здесь деревянные, построенные в 1953 году. Школа тоже времен 1961-1968 годов и после этого в городе ничего не строилось. Томмот входит в десятку городов России с низким показателем индекса качества городской среды. Учитывая тесное отношение с руководством республики, наша компания решила помочь городу.
В Томмот сейчас 83% аварийного фонда. Всего 5 каменных домов. Канализация централизованной нет, воды нет. Зато есть красивая речка и красивый природа.
2 года назад было принято решение помочь городу. За это время, мы сделали многое. Построили дома, мы единственное предприятие, которое участвует в программе по переселению. В Томмот стоимость квадратного метра настолько дорогая, что бизнесу не выгодно строить. Жилые дома в убыток строим только мы. На строительство жилых домов в Томмот даже на конкурс никто не выходит. Не выгодно строить. Мы отремонтировали дорогу. Потеряли 34 млн. При государственно-частном партнерстве сделали септики, канализационные сооружения. Построили крытый каток, фитнес клуб. Сделали реконструкцию котельных. Все сети 100% поменяли, построили газовую котельную. Занялись строительством гостиниц. Предпринимателям помогаем. Создали Фонд развития города Томмот. Построили железную дорогу.
Думаю, в будущем будет рост промышленности золота, урана, графита, есть предпосылки, что тогда Томмот начнет развиваться.
Идея создания Музея промышленности появилась уже 2 года назад. Я встречался со всеми крупными предприятиями Южной Якутии. «Колмар», «Мечел» и др. заканчивая ветеранскими компаниями, мы составили коллективное письмо на имя президента республики, чтобы создать Музей промышленности.
Республика готова сделать этот музей филиалом своего музея и взять на обслуживание. Мы заключили договор. Уже определено место будущего Музея промышленности с выходом на Федеральную трассу. Провели огромную работу и в скором времени, начнем строительство. Помимо павильона выставки, в музее будет богатейшая коллекция минералов, будет построен зал-трансформер на 1000 человек, для того чтобы проводить большие выставки. Отучили уже людей на музейный работников в Санкт Петербурге. Заключили договор тамже чтобы нам оказали методологическую помощь для того, чтобы реализовать современный музей.
И конечно, будем рады, если Вы сделаете хороший проект для города и станете победителями Всероссийского конкурса.
Идея о создании музея возникла не случайно.
Слава о несметных богатствах Алдана началась еще в начале ХХ века, когда создавались небольшие артели для мытья золота. А серьезное развитие района начинается с 20-х годов прошлого столетия, когда весть о несметных запасах золота прогремела на весь мир. Позже Алданские сопки приоткрыли и другие свои природные кладовые: месторождения слюды-флогопита, урана, железной руды, каменного угля, апатитов, горного хрусталя и других полудрагоценных камней, что также повлекло развитие предприятий связанных с добычей указанных полезных ископаемых.
В 50-х годах прошлого столетия отсутствие системы автомобильных дорог с круглогодичной эксплуатацией для развития промышленного комплекса, оторванность части поселков от центра, способствовали эффективному развитию в районе почтовой и телефонной связи.
В 80-х годах двадцатого века свою историю на территории района начинает железнодорожная отрасль. В 1992 году прибывает первый поезд на ст. Алдан, в 1997 году прибывает первый поезд на ст. Томмот.
В начале 2000-х годов на территории района активно развивается инфраструктура по транспортировке через территорию природного газа, газопровод — «Сила Сибири», а также транспортировке нефтепродуктов, нефтепровод – Сибирь – Тихий океан.
«У промышленных предприятий Алданского района в период их становления и развития сложилась уникальная история, что, конечно же, хотелось бы увековечить в сознании современного общества, а также обеспечить поддержание непрерывности и преемственность передачи исторических ценностей следующим поколениям. Организация музея промышленности позволит обеспечить достижение целей по сохранности исторических ценностей промышленных предприятий района. Кроме того, определение местом нахождения музея в г. Томмот является очень символичным, так как стремительное развитие предприятий региона начиналось именно с данного населенного пункта по причине доставки по реке Алдан основных грузов для предприятий, в период их становления», — прокомментировал подписание договора генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин.